вторник, 14 января 2014 г.

Контрольные цифры приема

Наконец-то окольными путями удалось добраться до контрольных цифр прием на 2014 год. Ректорат не публикует почему-то в открытом доступе данную информацию, наверное, боится скандала. На сайте министерства также найти данные цифры не удалось.Там есть текст приказа № 1424 от 30.12.13, но все цифры указаны в приложениях, коих на сайте минобразования найти мне не удалось. Почему министерство не дает эти цифры, тоже не понятно.

Итак, какая есть информация по нашему институту (кто не в теме, информационных технологий). Снижение набора 65 человек по очной форме бакалавриата и 17 по магистратуре. Это серьезное снижение. И оно просто так не происходит. Министерство снижает, конечно, цифры приема при его низком качестве (а у нас оно низкое, средний балл студентов ниже 60 по вузу), но очень постепенно, буквально по несколько единиц на институт. Есть мысли, что это снижение произошло по просьбе ректората (или ректора?). Министерство с такими просьбами всегда охотно соглашается.

Теперь по поводу нашей любимой кафедры ИТМ. Набор на ИВТ увеличен на 2 человека, но это, похоже, единственная позитивная новость. Набор на ИСТ сокращен на 30 мест! Итого в 2014 году на ИСТ набор будет всего 20 человек. Как вы думаете, кому Протопопов отдаст эти 20 человек? Конечно, кафедре АИС. Посмотрим конечно, решение по этому поводу будет приниматься чуть позже, я обязательно об этом напишу. Но, скорее всего, поступившие на это направление будут учиться у автоматчиков. Если захотят там учиться, конечно.

Еще сильно пострадало направление электроэнергетики и электротехники. У них забрали 21 человек по очной форме. 10 человек потеряла прикладная информатика.

 

Что это значит для кафедры?

Если Протопопов передаст направление ИСТ автоматчикам, то, не объединившись с СИУ, кафедра ИТМ будет медленно умирать. С другой стороны, снижение плана приема безусловно повысит его качество. То есть со следующего года, на нашу кафедру и на кафедру СИУ поступят немного более умные студенты. И это хоть чуть-чуть греет душу. Потому что студенты, не умеющие складывать дроби, уже порядком поднадоели. Повысится ли качество приема на кафедру АИС? Не знаю, время покажет, зависит это от того, насколько на этой кафедре захотят учится студенты.

 

Что это значит для университета?

На мой взгляд, для университета это очень печально. Дело в том, что за подготовку специалистов по информационным технологиям государство платит самые большие деньги (как и за некоторые другие технические специальности, требующие большого количества сложного оборудования). А вот, к примеру, за металлургов платят поменьше существенно, примерно в два раза.
То есть вуз здесь потеряет много денег, что приведет к необходимости проводить сокращение преподавателей и вспомогательного персонала.
Также это приведет и к снижению престижа университета. Не многие успешные выпускники хотят идти учиться на горняка или металлурга. Это связано как и с особенностями самих этих направлений, так и с тем, что сейчас металлургия и угольная отрасль пребывает в серьезном кризисе. И, получив данные специальности, устроится потом по ним на работу будет чрезвычайно трудно.
И вряд ли в ближайшее время ситуация в этих отраслях серьезно изменится. Наличие на рынке других, более экологичных видов топлива (вспомним сланцевый газ), не даст сильно подняться угольной отрасли. Общая стагнация производства и замедление (наконец-то) прироста население на планете не позволит размахнутся и металлургии.
А тут ведь нам пророчат в 2016 году кризис посерьезней кризиса 2008 года.

 

Почему цифры снизились?

Как я уже говорил, это общая тенденция снижения плана приема по России, в связи с последствиями от огромной демографической ямы. Кончится она только лет так через шесть. И есть две силы, способные снизить прием конкретному вузу. Первая сила - это министерство образования. Но с ним ничего не поделаешь, оно для нас как силы природы. Тут мы можем только переждать бурю. А вторая сила - это наше родное руководство.

Кстати, есть еще интересный момент. Контрольные цифры приема, как я уже озвучивал, не опубликованы в открытом доступе. Но по косвенным показателям можно судить о том, что в других институтах тоже произошло снижение, но на несколько человек! А в одном даже они и увеличились, за счет открытия нового направления (машиностроения и транспорта, если я не ошибаюсь).

Кто же конкретно так сильно завалил наш университет? Горячо любимый ректор или не сильно любимое министерство (ну, потому что до него далеко очень)? Правду нам никогда не узнать, но почему бы не порассуждать об этом?

Политика министерства состоит в том, цифры приема снижать надо, но не сильно. Что бы не вызвать возмущения на местах. Также тут надо учитывать, что правительство осознало проблему нехватки специалистов по ИТ в России и даже упростило процедуру привлечение иностранцев на этот трудовой рынок. Поэтому вряд ли министерство спустило нам в область сильно заниженные цифры. Хотя, тут нельзя не учитывать, что министерство учитывало и мнение областных властей, а они не очень жалуют наш город, ну и заодно с ним, наш университет. С учетом этого могло быть и решение из Москвы.

Но мог это быть и ректор. Мотивов может быть два: нелюбовь к кафедре и институту. На самом деле мне трудно представить такой мотив у ректора. Но люди - странные существа и очень часто на пустом месте создают сами себе такие проблемы...
Второй мотив связан с тем, что Протопопов считает направление ИТ не нужным и не важным для нашего вуза. Это ведь он рассказывал на предвыборном выступлении о том, что индустриальный университет - это хорошо. Это он написал статью о том, что мы живем и еще долго будет жить в железном веке.
Кроме того, убрав направление ИТ, можно перевести студентов на более важные, с его точки зрения, индустриальные направления. Только понимает ли он, что те, кто решил заниматься ИТ, никогда не согласятся стать горняками или металлургами?
Про магистратуру, он, по слухам так и сказал: "Почему это магистратура у нас только у института ИТиАС? Это не правильно." И вместо того, что бы открывать магистратуру в других институтах, для начала он сокращает нашу.

Второй мотив, как мне кажется, гораздо более подходит к ситуации. А если его объединить с первым мотивом, то все становится очень реалистичным. Хотя, как я уже говорил, вряд ли мы когда узнаем правду, так что это все всего лишь мои предположения.

В результате такого недальновидного планирования университет лишается денег, престижа и студентов. А если вспомнить, что министерство открытым текстом поддерживает только классические университеты, и настаивает на закрытии специализированных (вот где аукнется-то любовь Протопопова к индустриальному университету, специализирующемуся на горном деле и металлургии), то...

 

Судьба наша печальна

Если я прав в своих предположениях, то в течение ближайших двух лет университет станет филиалом другого вуза. Не знаю, что станет тому виной. Может быть, объективно сложившиеся обстоятельства, а может, корявое руководство университетом.

И, как говорится, дай бог, что бы я был не прав.

Комментариев нет:

Отправить комментарий