суббота, 14 декабря 2013 г.

Сказки проректора

А теперь подробнее расскажу о заседании кафедры и о том, что поведал нам проректор Феоктистов и директор нашего института Ляховец.

Сказки в цифрах

Во-первых, Андрей Владимирович сообщил, что одним из критериев для определения плана приема является средний балл ЕГЭ зачисленных абитуриентов в прошлом году. Целевой показатель - 60 баллов за 1 экзамен. Если средний балл ниже, то и план приема будет снижен. Во-вторых, если я правильно понял, минимальный проходной балл будет >= 60 при приеме в 2014 году. Правда ли это или нет, мне выяснить в открытых источниках не удалось. Есть небольшая вероятность, что информация подается кафедре немного неточно, для того, что бы убедить кафедру согласиться на условия объединения. Раз уж заставить не удалось. Но, честно говоря, я в это не верю. Дело скорее всего в том, что информация пока либо не доступна в общем доступе, либо храниться в неиндексируемом для поиска формате, тогда нужно знать, где конкретно ее искать. Таких сведений у меня нет.
А вот какую информацию мне удалось получить в открытом доступе: во-первых, количество бюджетных мест в самом деле зависит от среднего балла  ЕГЭ по прошлому году, но не с жесткой границей в 60 баллов, а рассчитывается по достаточно сложной формуле с учетом статистических данных. Во-вторых, план приема зависит от заявленного вузом проходного балла, чем он выше, тем больше дадут бюджетных мест.
Еще одним важным фактором, который нам сообщил Михаил Васильевич Ляховец, является то, что большую часть бюджетных мест по вузам будет распределять регион, и это подтверждается в открытых источниках. Сколько мест даст нашему университету Кемерово - вопрос открытый и очень сложный.

Следующая информация касается изменения условия избрания. Скоро и в нашем университете начнется конкурс на вакантные места преподавателей. В Кемерово это происходит уже давно. У нас пока конкурса как такового не было, так как количество вакансий совпадало с количеством работников. Но в связи с сокращением количества студентов очень скоро вакансий станет существенно меньше, чем работников. Также будет внедрена система эффективных контрактов, которая будет оценивать эффективность работы каждого преподавателя даст возможность университету на законных основаниях уволить работника, который ведет обучение не эффективно.

Что же значит вся эта информация?

Давайте попробуем примерно ее оценить. Основным камнем преткновения в предстоящей реорганизации является передача направления ИСТ на кафедру АИС. Сколько же студентов 1-го курса имели больше 180 баллов при поступлении (60 на каждый предмет)? По имеющимся у меня данным 13 из 51 (около 25%), ИВТ - 15 из 18 (83%) и ПИ - 21 из 22 (95%). Конечно, в условиях дефицита студентов, каждый из них на особом счету. Однако сможем ли мы набрать даже тех 13 студентов, с учетом того, что нам план приема по направлению ИСТ очевидно снизят, а другим, более престижным вузам, как у нас в области, так и в ближайшем университетских центрах его, наоборот, поднимут?
Даже если на самом деле план приема министерство будет определять не из таких строгих критериев, о которых нас информировал проректор, факт остается фактом - другие вузы, в первую очередь Новосибирска и Томска, будут отнимать у нас студентов. А теперь посмотрите, что творится в городе Новокузнецке. Многие предприятия закрываются, людям негде работать, они массово уезжают из города. Наш новый мэр, ""эффективный" менеджер, юрист, который не очень разбирается в городском хозяйстве и не очень желающий, да похоже и не способный в нем разобраться, совершенно забросил город. В нем ужасная экология, пылища стоит, инфраструктура приходит в упадок. Жить в городе становится все более и более не комфортно. Как вы думаете, захотят ли оставаться в таком городе успешные абитуриенты? И захотят ли их в таком городе оставлять их родители?
Мне кажется нет. А это может привести к тому, что наша кафедра просто не выполнит план приема. В результате через год министерство нам просто не даст набрать полноценную группу. А это приведет к тому, что на кафедре просто некого будет учить. И как следствие, ее закроют.
И когда Феоктистов говорил о том, что ректорату не жалко, если мы оставим все как есть, но тогда помогать они с набором нам не будут, некоторые подумали, что в этом случае ректор просто будет строить какие-то препятствия с набором студентов. Да ему вообще-то ничего и делать не надо будет, мы и сами можем остаться без студентов.
Кстати, и идея "шахматного" приема, когда каждая группа двух имеющихся принимается через год, тоже не случайно родилась. Вполне вероятно, что в ближайшие несколько лет набрать полноценные группы на близкие направления будет попросту невозможно.

Лирическое отступление.

Есть такой термин в социальной психологии. Называется фундаментальная ошибка атрибуции. Это когда человек свои неудачи связывает с внешними обстоятельствами, а чужие - с личными свойствами этого другого человека. Поэтому когда ректорат вынес на рассмотрение план реструктуризации, кафедра и совершила такую ошибку. Скорее всего ректору по-большому счету наша кафедра безразлична, просто его вынуждают к такому решение внешние обстоятельства.

Возвращаясь к теме:

Возможно, объединение кафедр нам даже выгодно. Отдавая не очень популярное и, на мой взгляд, проблемное направление ИСТ на кафедру АИС, мы решаем вопрос с возможным срывом плана приема, отдавая эту головную боль кафедре автоматизации. Взамен мы приобретаем весьма востребованное в нашем вузе направление. Да, при этом увеличится и количество сотрудников.
Если посмотреть с этой точки зрения, то может быть предложения ректората для нас еще и достаточно выгодное. И, может быть, ректорат в общем-то заботится о нас, а не собирается нас как-то курощать. Естественно, выступление студентов сильно их разозлило, ведь проректору, человеку весьма занятому, пришлось потратить целых полдня на попытку объяснить нам и студентов, в чем причина реорганизации.

У меня складывается мнение, что если мы не объединимся и останемся в гордом одиночестве, высока вероятность того, что кафедра из-за отсутствия набора будет просто закрыта. В случае же объединения есть шанс, что хотя бы половина работников кафедры будет продолжать трудиться и переживет демографическую яму.

Еще одним спорным моментом является название кафедры и привязка ее к металлургии. Тут между Цымбалом и более молодыми преподавателями кафедры имеется хроническое несогласие. Мы считаем, что информатика является междисциплинарной наукой и поэтому может изучаться без привязки к отрасли. Также как и математика. Она сама по себе, но при этом в практическом смысле всегда применяется в связи с какой-то предметной областью. Однако же никто не открывает направление, например, математика в металлургии. У Валентина Павловича же другой подход. Он считает, что без привязки к металлургии нашей кафедре и направлению не выжить. Он, конечно, в чем-то прав. Например, большинство преподавателей кафедры имеют специальность инженер-металлург, поэтому мы можем, в случае разрыва с металлургией, получить проблемы при аккредитации кафедры. Но мне кажется, кафедре все же стоит отказываться от привязки к металлургии.

Что ждет преподавателей?

Вен зависимости от объединения кафедр преподавательский состав постепенно поменяется. Это связано с тем, что участвовать в конкурсе на занятие вакансии может любой человек, в том числе и не работник кафедры.
Из-за появления конкурса на преподавательские вакансии все неостепененные преподаватели постепенно уйдут с кафедры. Некоторые шансы остепениться есть только у Малинова.
Что касается остепененных преподавателей, у них есть небольшой шанс продолжить работу. При условии, если прямо сейчас они начнут заниматься научной и методической работой, писать актуальные научные статьи. На самом деле с научной работой на кафедре полный раздрай. Тут множество причин, про это надо говорить отдельно. Если кратко - ну получилось так.
Кроме того, большая часть специалистов в области программирования является практиками, а не теоретигами. Поэтому и упор у нас в занятиях больше на практическую сторону. В то время как министерство требует оценивать преподавателя не по тому, насколько он хорошо ведет занятия, а по ряду формальных критериев. В частности, по ведению методической работы и научной работы. И тут многие кандидаты, даже не так хорошо владеющие прикладными дисциплинами, покроют как бык овцу большую часть наших преподавателей. Просто потому что, хоть они и не занимаются тщательной разработкой дисциплины и у них нет глубокого опыта в ней, зато все формальные критерии у них выполнены: выпущенные методические указания, напечатаны статьи. И неважно, насколько актуальная в них информация.
Так что, безо всякого сомнения, в течение ближайших 4-5 лет состав кафедры кардинально обновится.

 

А что студенты?

В принципе, для тех, кто учиться сейчас, большой разницы не будет. Большая часть преподавателей доработает до окончания их срока обучения.
А вот для новых студентов все будет по-другому. Может быть и не хуже, но просто по-другому.
Если сейчас на кафедре основной упор делается на практическую сторону информационных технологий, то в будущем возможно смещение акцентов не теорию.
И тут вырисовываются два варианта: на кафедру придут хорошие теоретики, настоящие ученые. Тогда все будет не плохо. Или придут ученые-симулякры. Тогда будет не так хорошо, или даже совсем не хорошо. А с учетом того, что симулякров у нас поболе будет, то второй вариант более вероятен.
В утешение могу сказать, что то, чему научиться студент, в первую очередь зависит от него самого. Даже если преподаватель не очень хорош, несгибаемое намерение студента все равно поможет ему получить достаточные знания по дисциплине. Конечно, это потребует больше времени и больше усилий.

Встает вопрос, стоит ли теперь поступать тем, кто собрался идти конкретно на кафедру ИТМ? Или уже смотреть в сторону более серьезных, но и более далеких, а значит, и дорогих, вузов? Я думаю, что в 2014 году можно поступать смело. А вот в 2015 году уже надо как следует подумать и проанализировать отзывы о качестве преподавания.

Теперь о преподавателях кафедры СИУ. Почему то среди студентов (да и не только их), ходит мнение, что на кафедре СИУ учат хуже. На мой взгляд, такое мнение ничем не обосновано. Никто объективного сравнения не проводил, например, лично я именно по вопросам образования, ни с кем с кафедры СИУ не контактировал. Поэтому такие высказывания, которые были озвучены
на собрании студентов, мягко говоря, не корректны. Для таких серьезных выводов необходимо как минимум, стат. анализ отзывов студентов обоих кафедр, а также объективное тестирование. Лично я считаю, что преподаватели на обоих кафедрах являются квалифицированными специалистами в своих областях.
Да, тут после собрания студенты мне рассказали, что "Управление данными" дают на кафедре СИУ на Access. Хочу заметить, что на Access вполне можно успешно изучать основы реляционных баз данных. Но, конечно, для одной из базовых дисциплин, мне кажется, необходимо более глубокое изучение стандартов.

Ну и последнее. По поводу сравнения Михаилом Васильевичем студентов и преподавателей как детей и родителей. В контексте, что родители своих детей не бросают, и если какой преподаватель и уволится, то он это сделает, потому что не любит детей (то бишь студентов).
На самом деле все немного не так. Открою вам не самую страшную тайну про отношения детей и родителей. После войны, когда многие женщины остались с детьми на руках, без мужей, многие из которых погибли на войне или были репрессированны и без работы, эти женщины оказались в тупиковой ситуации. Когда детей просто нечем было кормить. И в этой ситуации многие их них совершенно добровольно отдавали детей в дет. дома. Конечно, через какое-то время, когда ситуация с работой нормализовалась, большинство детей вернулись назад в семью. Но как можно объяснить маленькому ребенку, почему мама оставила его одного с чужими детьми и не забирает назад? Вот так эти дети стали покинутым поколением, с серьезной психологической травмой, полученной в детском возрасте.
А студенты и преподаватели даже не родственники. На самом деле преподаватель - это наемный работник. И Ляховцу, работающему директором, легко говорить, что он ведет занятия просто из любви, и даже готов денег за это не брать. А вот преподаватель, у которого преподавание - источник основного дохода, уже так не думает. А с учетом требований, предъявляемых министерством к преподавателю и их полноценном выполнении у преподавателя в принципе и время-то не хватит на подработки. И даже при сильной любви к преподаванию и студентам, голод, как говорить не тетка. Замечу, что получает ст. преподаватель в районе 8-9 тыс. руб., а доцент, 16,5. Если не прав, доценты, поправьте. Так что все эти рассуждения нашего глубокоуважаемого директора - чистой воды демагогия.

Все вышесказанное является моим личным мнением, а не позицией всей кафедры.

PS: Заапдейтил зар. плату доцентов. После двойного повышения в этому году, доцент получает на полную ставку 16.5 тыс. руб. Про ст. преподавателей точной цифры пока нет. Вроде бы, это не так много. Но, я думаю, еще будут повышения, и в течение следующего года доцент будет получать все 18. И в результате мы еще будем свидетелями кровавых стычек за каждую ставку между преподавателями. Так что запасайтесь пивом и чипсами, через пару лет будет тот еще цирк.

Комментариев нет:

Отправить комментарий